0
Версия для слабовидящих

С целью информирования населения по вопросам оказания медико-социальных услуг в ОЦПЗ организованы Call-центры.

Получить информацию о режиме работы организации, перечне и порядке оказания бесплатных и платных услуг вы можете по номеру телефона:

 8 (7162)50-14-48,

По вопросам жалоб, предложений по номеру телефона 8 (7162) 26-47-07,

Часы работы с 9 до 17ч.

Детский аутизм

Тема  детского аутизма актуальна в психиатрии по причине высокой частоты встречаемости, тяжести страданий пациентов и большому проценту инвалидизации в возрасте до 16 лет. Ранний детский аутизм  занимает 4 место по числу случаев среди различных видов хронической нервно-психической патологии у детей после умственной отсталости, эпилепсии, ДЦП.


Еще в 60-х годах  ХХ века случился своеобразный аутистический бум – аутизму посвящались специальные выпуски периодической литературы, многие проблемы детской психиатрии  пересматривались и рассматривались через призму детского аутизма. В 70-е годы отношение к этой проблеме стало более сдержанным, описания уступили  место их критическому анализу, в высказываниях многих исследователей зазвучала неудовлетворенность расширительной диагностикой аутизма. Появилось мнение, что число детей с нарушениями коммуникации растет главным образом за счет так называемых «параутистических состояний», и большое практическое значение имеет их разграничение, так как они требуют разного терапевтического подхода и имеют различный  прогноз.


Как изменилась ситуация  в мире на сегодняшний день?


Аутизм - ныне «модный» диагноз, его пропагандируют СМИ, как истории об иных людях,  возможно  более умных и   талантливых, чем психически  здоровые. Муссируется тема их обязательного  вовлечения в общество, приоритетной помощи таким больным  в числе прочих, страдающих другими расстройствами психики.  


Нынешняя «эпидемия аутизма» не имеет под собой объективной почвы. Причины кроются в размытости границ диагностики, различном диагностическом подходе, материальной заинтересованности, стигматизации общества: психология родителей опирается на следующее рассуждение в выборе: « лучше пусть мой ребенок  значится иным человеком (аутистом), чем умственно отсталым». Научившись различать отдельные симптомы нарушения коммуникации, специалисты здравоохранения не всегда способны разглядеть за ними клиническую картину иной болезни.


Достоверно известной причины заболевания нет. Существует множество теорий возникновения детского аутизма, в том числе и генетическая.


В 1943 г.  Лео Каннер впервые описал врожденные, распознаваемые на 1-2 году жизни характерологические странности, основное проявление которых состоит в своеобразном отношении к окружающему и назвал расстройство – ранний инфантильный (детский)  аутизм. Он определял этим термином особое  состояние ребенка - жизнь вне этого мира, вне смыслового поля социума. В 1944 г. Аспергер опубликовал наблюдения над совершенно иной категорией больных с нарушением общения, назвав их аутистическими психопатами. Современная американская систематика психических расстройств детского возраста использует термин РАС (расстройства аутистического спектра) для объединения некоторых общих расстройств развития в одну группу, связанную наличием нарушений коммуникации и социального взаимодействия различной степени выраженности.


Диагноз детского аутизма может выставить только врач психиатр, но существует система быстрого сбора информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выявления специфической группы риска из общей популяции детей, с целью оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике, это – скрининг.


Скрининг не используется для выставления диагноза, он представляет собой набор тестов, опросников и анкет. Проводить скрининг могут педиатры, неврологи, психологи и др. специалисты.


Рекомендуемый детский возраст для проведения скрининга на определение нарушений коммуникации: 9,18,24 и 30 мес.


Скрининг желателен и в том случае, если до 12 месяцев ребенок не гулит и не лепечет, у него отсутствует указательный жест, если до 16 месяцев он не начал произносить отдельные слова, если  в 2 года он не умеет строить простых фраз, или  начинает терять ранее приобретенные речевые и социальные навыки в любом возрасте.


Если результат скрининга выявляет нарушения социально-коммуникативного развития, дальнейшей дифференциальной диагностикой занимается врач психиатр.


По данным  на 01.02.2018г. в Областном центре психического здоровья состоят на диспансерном учете 84 детей и подростков с диагнозом детский аутизм, 65 из них являются инвалидами по психическому заболеванию и получателями государственного  пособия.


26.06.2017г. МЗ РК утвержден приказ № 448 с Планом  мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи детям с аутизмом в Республике Казахстан на 2017-2019 годы. Областным центром психического здоровья при Управлении здравоохранения Акмолинской области разработан план мероприятий по комплексной поддержке детей с аутизмом на 2019-2021г.г., включающий психообразовательные, профилактические, консультативно-диагностические мероприятия. На базе детского психиатрического отделения предусмотрен режим частичной госпитализации - возможности нахождения пациента в отделении в дневное или ночное время при случаях необходимости уточнения диагноза. В 2019г. ОЦПЗ планирует проведение семинара с врачами ПСМП Акмолинской области, посвященного ранней диагностике детского аутизма и задержек психического развития.